Случайное фото

Highslide JS

Album: Poland
Date: 14-20Oct2009
Camera: Nikon D60
Preview album

© 2000-2012 KiNata

Фотоальбом

Merkulyevy


Notice: Undefined variable: quicksummaryfile in E:\www\nata.cv.ua\old2\slideshow.php on line 331


Предпринимательская деятельность Меркульевых. 1887-1907 гг.


Хронология

1854 г. - создано пароходное общество «Самолет»

1858 г., 21 мая - образовано Акционерное Общество «Кавказ и Меркурий»

1887 г - учреждено товарищество «Братья Меркульевы», оно состояло из предприятий трех братьев - астраханских купцов - Александра, Константина и Андрея Ивановичей Меркульевых

1907 г - по инициативе купцов Меркульевых из Царицына и Астрахани было создано акционерное общество «Океан», быстро переросшее в концерн.

1908, май - «В настоящее время каспийские судовладельцы решили испытать недавно изобретённые за границей суда нового типа без паровых котлов с двигателем «Дизель». Первое такое судно построено на Коломенском судостроительном заводе по заказу астраханских купцов братьев Меркульевых и текущею весною будет спущено по Оке и Волге в Каспийское море для перевозки нефти и нефтепродуктов. Постройка одного «теплохода» обошлась г.г. Меркульевым в сумму около 1 млн рублей. Длина судна 365 футов, вместимость его 220 тыс. пудов жидкого груза, налив которого, благодаря усовершенствованным техническим приспособлениям, может производиться в продолжение не более трёх часов.» [1]

1908, ноябрь - братья Меркульевы сняли на оз. Баскунчак 50 соляных участков, скупили у соледобывателей наличную и будущего года выработки соль, арендовали их мельницы, также скупили всю соль на складах на Волге, включительно до Самары, после чего повысили цену на 50% (Из газеты «С.-Петербургские ведомости», 20 ноября 1908 года.) [2]

1910 г. - Меркульевы вместе с киевским купцом Кениным создали Волжско-Черноморское торгово-промышленное общество

1911 - 1914 гг - Открыто «Самарское отделение товарищества братьев Меркульевых, контора и склад нефтепродуктов», являлось частным торговым предприятием по сбыту нефтепродуктов.

1913 - 1916 гг. - Открыто «Самарское отделение акционерного общества «Океан» (Пароходство и торговля нефтепродуктами)



Деловая элита России

Из книги Боханова А.Н. «Деловая элита России» [3]:

Меркульев А.И. - купец 1 гильдии. Совладелец и распорядитель торгового дома в г. Царицыне в форме полного товарищества "Соль". Председатель правлений: Общества "Астраханский холодильник", Товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами "Братья Меркульевы" (Астрахань), Общества "Океан", Общества Царицынской чулочной фабрики. Южно-Русского товарищества "Керамик" (Астрахань).

Меркульев К.И. - купец 1 гильдии. Совладелец и распорядитель торгового дома в г. Царицыне в форме полного товарищества "Соль". Член правлений: Общества Царицынской чулочной фабрики, Общества "Океан". Товарищества пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке, Каме и их притокам и торговли нефтяными продуктами "Братья Меркульевы".


Из писем т.Иры:

Антон Иванович Меркульев был совладельцем компаний пароходных, пароходно-торговых – «Кавказ и Меркурий», «Самолёт». Эти названия я узнала от родственников, которым в свое время их называла моя бабушка, т.е. его жена.

Причастность Антона Ивановича к «Океану» подтверждается надписью адреса на сохранившейся открытке, отправленной по адресу: Петроградъ Океанъ Сергеевская (не очень четко) 17 А.И. Меркульеву, а также на поздравительной открытке с Рождеством, отправленной няней «Милой барышне Ниночке » от 18 декабря (думаю 1917г) по адресу: г. Саратов Акц. Об. Океанъ Меркульевой Нине Антоновне.



Пароходное общество «Самолет»

В 1854 г. создано пароходное общество «Самолет». Осуществляло перевозки пассажиров и легкого груза от Твери до Ярославля. В том же году пароходы общества стали ходить до Н. Новгорода, в 1870-х гг. открылась линия Н. Новгород - Астрахань. [4]

«Самолет» было на Волге третьим по величине пароходным обществом после обществ «По Волге» и «Кавказ и Меркурий». Основателями "Самолёта" были В. А. Глазенап и титулярный советник Максимилиан Густавович Бехагель фон Адлерскрон. Акционеры располагали основным капиталом в 250 тысяч рублей, разделённых на тысячу паев. [5]

К моменту национализации речного флота в 1918 году "Самолёт" имел 42 парохода. Многие пароходы общества плавали и в советскую пору до их массового списания в 1950- 1960-х годах. По 1990 год находились на плаву бывшие самолётские пароходы "Спартак" ("Великая княжна Татьяна Николаевна") и "Володарский" ("Великая княжна Ольга Николаевна"). "Володарский" был выведен из навигации 1990 года и потом списан окончательно. А "Спартак" с некоторыми ограничениями по погоде плавал до июля 1991 года. Поразительна долговечность двигателей на этих пароходах: ведь их возраст - за 75 лет, сами суда прошли не один капитальный ремонт, а машины как начали работать в 1914 году, так и работали до конца. "Спартак" известен ещё и тем, что участвовал под названием "Ласточка" в съёмках кинофильма "Жестокий романс" прямо во время своего обычного рейса, так сказать, без отрыва от производства. В каюте капитана плакала Лариса после объяснения с Паратовым, а в салоне первого класса пел романс Никита Михалков. Ну а в помещении четвёртого класса Карандышев застрелил бедную Ларису. Между тем пароход плыл с пассажирами. А в конце 1989 года для фильма по повести Лескова "Очарованный странник" снимался пароход "Володарский", называвшийся "Волгодар". Съёмки проходили в Хвалынске и окрестных сёлах. Теперь эти два знаменитые парохода, наверное, только и останутся в нашей памяти по этим фильмам. [6]


Пароход «Спартак» - один их самых знаменитых российских речных судов: [7]


Пароход «Володарский»: [8]



Пароходное общество «Кавказ и Меркурий»

В 1858 г. пароходное общество "Меркурий", образованное в 1849 г., слилось с вновь открытым Обществом пароходства и торговли по Каспийскому морю "Кавказ", устав фирмы которого после обширной двухлетней переписки между различными ведомствами был утвержден 15 апреля 1858 г.

Но уже 25 апреля того же года общее собрание акционеров «Меркурия» по предложению все того же Н.А. Новосельского постановило ходатайствовать о слиянии обществ. После слияния образовалось Общество пароходства и торговли по Каспийскому морю, рекам Волге, Оке, Каме и их притокам под фирмой "Кавказ и Меркурий".

Указом Сената России от 21 мая 1858 года создается Акционерное Общество "Кавказ и Меркурий". Состав (персонал) "Кавказ и Меркурий" располагался в Петербурге, в декабре 1859 года управление Каспийского отдела переводится в Баку.

21 мая 1858 года было образовано Акционерное Общество "Кавказ и Меркурий". (Это является датой образования Каспийского морского пароходства.) [9]


Историческая справка: [10]

Название

"КАВКАЗ И МЕРКУРИЙ"

История компании

Начало работы с 1850 года

Первоначальное название "Меркурий"

С 1858 "Кавказ и Меркурий"

В 1913 году объединение с "Восточным обществом товарных складов" и новое название - "КАМВО"

Ликвидировано в марте 1918 года

Учредители

В. В. Скрипицын, Н. А. Жеребцов, А. И. Лобков

Район работы

река Волга (от Рыбинска до Астрахани), Каспийское море

Флот компании

44 речных парохода и 18 морских судов



Товарищество «Братья Меркульевы»

«Товарищество «Бр. Меркульевы» было учреждено в 1887 г. Оно состояло из предприятий трех братьев - астраханских купцов - Александра, Константина и Андрея Ивановичей Меркульевых. Товарищество ставило своей целью развитие пароходства по Каспийскому морю и рекам Волге, Оке и Каме и торговлю нефтепродуктами. Главная работа происходила на Каспии. Успешно развиваясь, товарищество в 1907 г. было преобразовано в акционерное общество «Океан». [11]



Акционерное общество «Океан», товарищество «Соль»

«Активную роль в конкурентной борьбе за монопольное влияние в волжском пароходстве играли купцы Меркульевы из Царицына и Астрахани, по инициативе которых в 1907 г. было создано акционерное общество Океан, быстро переросшее в концерн. Используя дочерние предприятия, Океан небезуспешно пытался захватить не только добычу соли, но и торговлю ею, активно участвовал в торговле нефтью, керосином и мазутом, имел тесные связи с Русским торгово-промышленным банком. О масштабах его деятельности свидетельствует тот факт, что концерн только в Самарской губернии продал в 1913 г. более 300 тыс.пудов молотой соли. В 1910 г. Меркульевы вместе с киевским купцом Кениным создали Волжско-Черноморское торгово-промышленное общество. » [12]




Солеразработки [13]

Проникновение монополистических объединений в соляную промышленность началось в конце XIX века. Возникли общества «Соледобывания», товарищество «Соль» - эти объединения постепенно прибрали к рукам солеразработки. Вот на аукционе арендует несколько десятков соляных участков общество «Океан». В результате этого в Баскунчакской промышленности в 1907 году утверждается акционерное общество «Океан». Обществом заправляют такие тузы монополистического капитала, как братья Набель, Меркульевы, Плаксин и компания, в их руки постепенно переходит более половины соледобычи. В 1915 году акционерное общество «Океан» подчинило всю Баскунчакскую добычу соли и ее переработку на солемельницах Петропавловки.


Теплоходостроение на Волге

Акционерное общество «Океан» имело у себя мощный состав речных судов. Часть из них специально были заняты перевозкой соли на оптовые склады общества, разбросанные по Волге, Каме, Оке и другим рекам. В целях бесперебойной работы соляного тоннажа общество «Океан» организовало в 1910 году в Петропавловке, как в первоначальном пункте погрузки и отправления соли, примитивный судоремонтный пункт. Этот пункт был расположен в большом сарае. Судоремонтный пункт «Океан» содержал две судоконопатные артели по 50-60 человек. Артели возглавляли Нестеренко А.С. и Зенин И.Л.

Осмолкой барж занималась артель из восьми человек, руководил ею Кочетков, было установлено кузнечное горно, кузнецом работал Ковалев с подручным, два слесаря, 4-5 плотников, распиловкой леса занималась одна пара пильщиков.

Во время Первой мировой войны в 1915 году на ремонтном пункте установили токарный станок, второе кузнечное горно, работали две пары пильщиков леса. Судоремонтным пунктом или мастерской руководил караванный акционерного общества «Океан» Емелин К.И., он подчинялся управляющему общества «Океан» Евсееву, а с 1915 года Шинникову П.Е.

Во время навигации ремонтный пункт больше всего занимался конопатными и осмолочными работами. Ежегодно становились в затон на зимовку суда не только общества «Океан». Во Владимировском затоне иногда становилось на зимовку 30-50 и более судов разных фирм и хозяев. Зимующему флоту делался здесь на месте ремонт. Если во время навигации на судоремонтном пункте работало 70-75 человек, то в зимний период в ремонте судов участвовало от 200 до 250 человек.

Рабочие работали весь световой день. Условия жизни и работы были тяжелыми, отсутствовала элементарная механизация труда. Особенно зверская эксплуатация волгарей была в годы империалистической войны. Тех, кто не мог мириться с таким порядком труда, подавал голос против тяжелых условий труда и быта, судовладельцы списывали с судна, их тут же забирали на фронт. » [14]


О некоторых теплоходах, построенных для АО «Океан» можно узнать из данных музея речного флота в г.г. Нижний Новгород [15]

«В 1907 г. был построен колесный буксирный теплоход "Коломенский", затем переименованный в "Мысль" (АО "Океан"). А в 1908 г. вышел в плавание теплоход "Илья Муромец" того же АО. В этом же году был построен теплоход "Лезгин"мощностью до 360 номинальных сил.

Наибольшее развитие теплоходостроение получило в 1907-1913 гг. АО "Кавказ и Меркурий" заказало Коломенскому заводу целую серию (в 11 единиц) винтовых пассажирских судов. Первый из этой серии, построенный в 1911 г., имел название "Бородино", мощностью 1200 номинальных сил. Основные характеристики этого теплохода: длина -- 89 м, ширина -- 9,3 м, высота борта -- 3,2 м, осадка -- 1,6 м, скорость хода -- 23,5 км/ч. Всего до 1913 г. было построено 11 теплоходов, что позволило открыть пассажирскую линию Нижний Новгород - Астрахань. »


Торговля нефтяными продуктами, склады «Океана» в Беларуси

История нефтяной отрасли началась в конце XIX века, с того самого момента, когда петербургского промышленника со шведскими корнями Людвига Нобеля угораздило в 1870-х годах поехать в командировку на Кавказ в поисках подходящей древесины для прикладов ружей, выпускаемых его военным заводом. Людвиг Нобель, родной брат изобретателя динамита и Нобелевской премии Альфреда Нобеля, не нашел там древесины, зато нашел нефть.

Вслед за шведом Нобелем на российские нефтеносные площадки в Баку, Дагестане, Чечне, Грузии, на Кубани и Тамани, в Средней Азии и Сахалине чередой потянулись и другие предприниматели. Крупными нефтяными концернами в это время были: российская Нобеля, английская "Шелл" (позже англо-голландская "Ройал Датч Шелл") и российско-англо-французская "Ойль".

Главным поставщиком нефти и нефтепродуктов для нужд Российской империи стал концерн Нобеля. "Жемчужиной" нобелевской группы было основанное в 1879 году "Товарищество нефтяного производства Бр. Нобель", имевшее свои конторы в Саратове и Самаре. [16]

В начале 1905г. товарищество бр. Нобель и нефтеторговое предприятие, контролируемое Ротшильдом вступили в картельное соглашение о совместной торговой политике на внутренних рынках. Предприниматели волжских судоходных компаний внимательно следили за положением в бакинской нефтяной промышленности и правильно оценили факт соглашения как объединение крупнейших фирм в одну. И действительно, нефтяной картель захватил главные рынки сбыта нефтепродуктов в Поволжье и Центрально-Промышленном районе. [17]

Число аутсайдеров нефтяного рынка России постоянно сокращалось в процессе консолидации отрасли. Некоторые из них соглашались с поглощениями, другие пытались искать новые рынки для сбыта, в том числе и в Беларуси. К последним принадлежали астраханские нефтетрейдеры и пароходчики братья Андрей, Александр и Антон Меркульевы. Перед самой войной они, объединившись с киевским купцом Кениным, открыли оптовый склад керосина в Минске. Братьям Меркульевым фактически принадлежало и АО "Океан", содержавшее речные и морские (в том числе до портов Дальнего Востока) пароходные линии и заодно занимавшееся оптовой продажей соли и нефтепродуктов. Меркульевы осели в Беларуси на Припяти. Конторы и склады "Океана" были созданы в Гомеле, Мозыре, Петрикове и Лоеве. [18]


Перевозки нефти и нефтепродуктов впервые в мировой практике наливом в судах были осуществлены в России на Волге и Каспии. В 1863 г. было принято решение учредить перевозку нефти по Каспийскому морю до Волжского перевала на шхунах с особыми резервуарами, а от Волжского перевала до Нижнего Новгорода - в баржах. Перевозку нефти наливом в баржах предложил известный русский ученый Д.И.Менделеев, находившийся в то время в Астрахани. Этот способ перевозки нефти и нефтепродуктов получил название менделеевский и был подхвачен во всем мире. [19]

В своих научных работах Менделеев предлагал утилизацию отходов от очистки нефтяных дестиллатов производить с целью «возобновления» отработанной серной кислоты и щелочи. «В Баку это дело начало развиваться», — писал он в 1886 г.

Завод Меркульева и К° в Черном городе Баку перерабатывал отходы нефтезаводов и выпускал мазь колесную, вагонную, себонафт, жиры нефтяные, «масловидные петролевые кислоты», заменяющие растительные животные жиры; суррогаты мыла, жидкие мыла для мытья шерсти, эфир нефтяной и др. [20]

Список нефтепромышленных акционерных обществ, действовавших в России на 1 января 1914 г.: [21]

п/п

Фирмы

Год

утв.

уст.

Основной капитал

Номинальная стоимость акции

Рубли

Фунты

Франки

Рубли

Фунты

Шиллинг

Франки

117

Меркульевы бр.

1887

400000



5000




128

Нобель бр. Т-во

1879


30000000




5000






Значительную роль в нефтяной промышленности сыграл великий русский инженер Владимир Григорьевич Шухов. После учебы он принял участие в поездке по США, а после возвращения в Петербург, в 1878 г., Шухов перешёл на работу в фирму инженера-предпринимателя Александа Бари, с которым познакомился во время поездки в США. Шухов переехал в Баку, где фирма Бари вела строительные и инженерные работы на нефтяных месторождениях. Здесь проявилась его удивительная творческая энергия. Шухов стал автором проекта и главным инженером строительства первого нефтепровода в России длиной в 10 км. Заказчиком был финансовый гигант — фирма «Братья Нобель». Наряду с этим Шухову приходилось решать задачи, возникавшие при добыче, транспортировке и переработке нефти. В 1880 году Шухов стал главным инженером конструкторского бюро Бари в Москве. [22]

Шухов примерно с 1885 г. начал строить первые русские танкеры (первый немецкий океанский танкер водоизмещением 3000 т был построен в 1886 г.). Шухов спроектировал нефтеналивные баржи, которые имели наиболее приспособленную для течений форму, а также очень длинную и плоскую конструкцию корпуса. Монтаж осуществлялся точно запланированными этапами с использованием стандартизированных секций на верфях в Царицыне (Волгоград) и Саратове.

Всего с 1884 по 1906 год фирмой Бари было построено 65 наливных барж. Среди заказчиков значились такие известные судовладельцы, как Баранов, Шитов, Ушаков, Шамси Асадулаев, Булычев, Меркульев, Соколов, Поляков, Гагарин, Шибаев, «Восточное общество товарных складов», общества «Мазут» и «Ока». Неоднократно обращалась к фирме Бари и старейшая (основанная в 1854 году) компания «Кавказ и Меркурий», имевшая собственное проектное бюро и судостроительный завод в Спасском затоне. [23]

В архивах сохранились работы Шухова, например, вот одна ссылка: http://nglib.ru/book_view.jsp?idn=005644&page=130&format=djvu - Рис. 257. Танкер с двухвинтовым приводом общества «Меркульевы»; емкость 652 000 л, длина 85 м, ширина 11м, высота 1,5 м. Чертеж фирмы Бари, 1890 г. (117,5 х 52см). (Городской исторический архив, 1209-1-36, № 3.) (доступ к ресурсам этого сайта платный)

О количестве танкеров, которыми владели Меркульевы, можно судить по отрывку из статьи Левшинова: «В течение ряда лет на Волге оперировала торговая фирма "Бр. Меркульевы", имевшая значительный нефтеналивной флот. Излишек тоннажа Меркульевы сдавали в аренду другим фирмам. Нефтепромышленный синдикат "Нобель-Мазут" взял в аренду у Меркульевых весь излишек тоннажа при...» [24] (доступ к ресурсам этого сайта платный)

(Излишек тоннажа – это комбинация избытка судов и падения мирового спроса)

В отчетах пароходных обществ не содержится никаких указаний на то, кому заказывали то или иное судно. На волжских пристанях в ту пору можно услышать только: «Это шитовская баржа разгружается», или: «Вот меркульевская подходит». Имена судостроителей были почти никому не известны. По архивным источникам и газетам того времени теперь трудно судить с достоверностью, сколько нефтеналивных баржей конструкции Шухова было построено в Царицынских и Саратовских мастерских.


Самарское отделение товарищества братьев Меркульевых

На сайте Управления государственной архивной службы Самарской области (http://www.chiefarh.samaracity.ru/) имеются сведения о наличии в архивах следующих документов:

1) САМАРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ТОВАРИЩЕСТВА БРАТЬЕВ МЕРКУЛЬЕВЫХ, КОНТОРА И СКЛАД НЕФТЕПРОДУКТОВ (1911 –) [25]

Открыто в 1911 г., являлось частным торговым предприятием по сбыту нефтепродуктов.

Ф. 509, 10 ед. хр., 1911-1914 гг., 1 оп. [1]

Поступил на хранение в 1941 г.

Книги: выдачи жалованья, вексельные, мемориальные, банковские. Ресконтро Товарищества (бухгалтерские книги для записи частных лицевых счетов). Журналы регистрации служащих.


2) САМАРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «ОКЕАН» (ПАРОХОДСТВО И ТОРГОВЛЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ) [26]

Правление общества находилось в Петербурге.

Ф. 521, 14 ед. хр., 1913-1916 гг., 2 оп. [2]

Поступил на хранение в 1941 г.

Книги банковские, кассовые, векселей, счетов, товарные. Журналы регистрации служащих.



Общество «Астраханский холодильник»

«АСТРАХАНСКИЙ ХОЛОДИЛЬНИК». Акционерная компания, специализировалась на хранении и транспортировке скоропортящихся продуктов. Образована в 1911 в Астрахани с основным капиталом 800 тыс. руб. Среди учредителей — председатель Астраханского биржевого комитета И. Ф. Скрепинский, старшины биржи И. М. Лобов и А. И. Телятников, владелец холодильного склада К. В. Карастелев. В 1912— 13 фирма построила в Астрахани 6-этажный холодильный склад (оборудование немецкой фирмы «А. Борзиг», охлаждение осуществлялось за счет циркуляции сжиженного газа). Холодильник позволил сократить потери рыбы (20% улова). В перспективе фирма планировала устройство и эксплуатацию специальных речных судов и вагонов-холодильников для перевозки скоропортящихся продуктов. В 1916 балансовая стоимость имущества общества составляла 1,188 млн. руб. [27]




1http://www.oilru.com/nr/181/4234/ - Нефть России : Люди, события, факты : номер №5, МАЙ 2008

2http://www.poisknews.ru/2008/12/04/30_17_nojabrja__6_dekabrja_23_nojabrja_1908_goda.html - 30 (17) ноября - 6 декабря (23 ноября) 1908 года

3http://genobooks.narod.ru/Ros_burzhuazia_1914/Ros_burzh_1914-0.htm - Боханов А.Н. "Деловая элита России 1914 г.", Москва, 1994 г.

4http://www.opentextnn.ru/archives/nn/afnn/gano/dorev/?id=530 - ФОНДЫ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТА И СВЯЗИ

5http://www.retro.infoflot.ru/company/company_samolet.html Пароходное общество «Самолет»

6http://www.retro.infoflot.ru/company/company_samolet.html Пароходное общество «Самолет»

8http://www.retro.infoflot.ru/ships/1901-1920/volodarsky/index.html Пароход «Володарский»

9http://www.baku.ru/enc-show.php?id=168521&cmm_id=276 - Пароходное общество «Кавказ и Меркурий»

10http://www.retro.infoflot.ru/company/company_kim.html - Пароходное общество «Кавказ и Меркурий»

11http://www.astr.info/page.php?al=astraxanskij_port_i_razv&ratings=1 - Астраханский порт и развитие пароходства

12http://newciv.relarn.ru/work/2-41/library/samleto/texts/text20.htm - ВЛИЯНИЕ БАНКОВ И МОНОПОЛИЙ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАЯ

13http://forum.ahtubinsk.ru/index.php?showtopic=3266 - Озеро "Собачья голова" (Баскунчак) - Форум сайта www.ahtubinsk.ru

14http://forum.ahtubinsk.ru/index.php?showtopic=3266 - Озеро "Собачья голова" (Баскунчак) - Форум сайта www.ahtubinsk.ru

15http://www.museum.nnov.ru/river/zal1.htm Музей речного флота. Зал 1: зарождение и развитие судоходства на Волге

16http://bdg.press.net.by/2005/05/2005_05_13.1525/1525_10_1.shtml - Когда нефть била ключом. Историю нефтяного бизнеса в Беларуси написали Нобель, "Шелл" и "Ойль".

17http://newciv.relarn.ru/work/2-41/library/samleto/texts/text20.htm - ВЛИЯНИЕ БАНКОВ И МОНОПОЛИЙ В РАЗВИТИИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРАЯ

18http://bdg.press.net.by/2005/05/2005_05_13.1525/1525_10_1.shtml - Когда нефть била ключом. Историю нефтяного бизнеса в Беларуси написали Нобель, "Шелл" и "Ойль".

19http://www.museum.nnov.ru/river/zal1.htm Музей речного флота. Зал 1: зарождение и развитие судоходства на Волге

20http://nglib.ru/book_view.jsp?idn=026366&page=163&format=html Пархоменко В.Е. «Д И Менделеев и русское нефтяное дело»

21http://www.sultanov.azeriland.com/oil/oil_book.html Персональный сайт Ч.А.Султанова. Эпоха зарождения нефтяной промышленности Азербайджана

22http://www.shukhov.ru/shukhov.html В.Г. Шухов

24http://dlib.eastview.com/browse/doc/6931366 Я.И. Лившинов «Промышленная политика капиталистических монополий в довоенной России»

25http://www.chiefarh.samaracity.ru/GASO/putevoditel/dosovet/fondy/509.htm - Путеводитель по фондам Центрального государственного архива Самарской области

26http://www.chiefarh.samaracity.ru/GASO/putevoditel/dosovet/fondy/521.htm - Путеводитель по фондам Центрального государственного архива Самарской области

27http://istoriymira.ru/54.html - Сайт для деловых людей